В октябре в Алматы прошел VII Международный фестиваль творческой молодежи «ЖасSTAR», организованный Фондом Первого Президента РК – Лидера Нации. Традиционная площадка для диалога и обмена опытом между ведущими деятелями культуры и искусства и молодежью в этом году в течение пяти дней позволила студентам творческих специальностей посещать мастер-классы, творческие встречи и лекции мэтров, на которых они делились сек­ретами профессии, тонкостями мастерства и своими новыми проектами. Среди участников фестиваля этого года известные деятели культуры и искусства из Казахстана, России и Франции – в прошлом прима-балерина Театра балета Бориса Эйфмана, а ныне заместитель директора по специальным дисциплинам в Академии танца Бориса Эйфмана Елена Кузьмина, казахстанский мастер горлового пения Абзал Арыкбаев, основатель цирковой студии «Цирк без границ» Мурат Мутурганов, солист и первая скрипка оркестра «Виртуозы Москвы» Алексей Лундин, Жайдарбек Кунгужинов и группа каскадеров Nomad Stunts, режиссер-аниматор Адай Абельдинов, актер, сценарист, режиссер и продюсер, снявший после комедийной «Келинки Сабины» криминальную драму «Тараз», Нуртас Адамбай, художник-стилист Ламин М. и другие.

«Международный фестиваль творческой молодежи «ЖасSTAR» – это наш особенный проект, и каждый год мы стараемся его развивать и делать более интересным, – отметил исполнительный директор Фонда Первого Президента РК Сагындык Нураханов. – Седьмой фестиваль проходит в юбилейный год – 25-летия независимости нашей страны. Это важная и символичная дата. И в этот раз мы решили расширить формат – фестиваль вышел в город и мероприятия прошли на пяти площадках. И как всегда, все мастер-классы, творческие встречи, выставки, лекции были открыты для всех. «Будущее рождается сегодня» – так звучит слоган Фонда Первого Президента. И возможно, что именно «ЖасSTAR» станет для кого-то из участников знаковым, подарит судьбоносную встречу с талантливейшими мастерами и вдохновит на новые идеи».

Традиционно программу фестиваля формирует Совет творческой молодежи при Фонде Первого Президента и делает он это исходя из интересов студентов творческих специальностей и из актуальности проблем и вопросов, решению которых необходимо способствовать. Так, при общей вполне заметной динамике развития казахстанского кино, такой жанр, как анимация, развивается у нас значительно медленнее. Проблема давно обозначена и даже предложены пути ее решения в Концепции культурной политики РК – новые горизонты развития отрасли до 2030 года. Предполагается рассмотреть возможность создания после 2020 года отдельной государственной кинофабрики документальных и анимационных фильмов Kazakh Animation. Основными продуктами которой должны стать мультипликационные фильмы, призванные культивировать позитивную систему ценностей, а также полнометражные мультипликационные фильмы, которые должны стать брендами и «якорными» проектами индустрии развлечений. Предполагается перенять западный подход к этой отрасли и создавать яркую имиджевую продукцию: от анимационных художественных образов до игрушек, сувениров, печатной продукции и так далее.

В рамках фестиваля «ЖасStar» режиссер-аниматор, автор таких работ, как «Конырау», «Аншы», «Кокбалак», «Мико», Адай Абельдинов провел мастер-класс, на котором живое обсуждение вызвал вопрос, каким должен быть современный герой казахстанского мультфильма и почему, собственно, отечественных ярких, запоминающихся и любимых детьми мультяшных героев у нас, мягко говоря, мало. Адай Абельдинов отметил, что в Казахстане абсолютно правильно создали детский телеканал «Балапан», но он, по сути, монополист, а отсутствие конкуренции губительно для любого дела. Поэтому нужно создать еще хотя бы один детский телеканал, чтобы была конкуренция, гонка за рейтингом. А один из первых болашаковцев, окончивших магистратуру в Голливуде, преподаватель факультета кино и телевидения Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова Бахыт Аупбаев считает, что к созданию мультфильмов, впрочем, как и к кино в целом, нужно изначально подходить как к бизнесу и выпускать рентабельный продукт. «Книга Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона «Почему одни страны богатые, а другие бедные» – один из главных полит­экономических бестселлеров последнего времени. Основной меседж этой книги – министерства сделаны для того, чтобы убивать отрасль. Например, с последней Олимпиады в Рио-де-Жанейро спортсмены США увезли домой 46 золотых медалей, а между тем у них в стране нет министерства спорта. Так же как и нет министерства культуры, департамента туризма, что не мешает процветать Голливуду, а миллионам людей ежегодно стремиться познакомиться с американскими туристическими достопримечательностями. Министерства – это отголосок советского союза. Один из моих педагогов в Голливуде продюсер «Титаника» Джон Ландау как-то сказал, что они, когда искали инвестиции на проект «Аватар», всем говорили, что не делают кино, а создают бренд. Нужно понимать, что кинематограф в чистом виде нерентабелен. Если вы, конечно, не Квентин Тарантино, то добиться успеха можно только брендируя и включая марчендайзинг и рекламу. Другой вопрос, что за счет собственных зрителей, которых в Казахстане всего 17 млн. человек, рентабельности добиться сложно, и я считаю, что необходимо выходить на мировой, международный прокат, как это делали, скажем, японские мультипликаторы, или в качестве примера можно привести недавний успешный арабский проект «99 Stones», предполагающий комплексный подход: мультсериал, выпуск игрушек, создание тематического парка в Дубае. Для примера скажу, что создатели «Шрека» заработали за год порядка 1,5 млрд. долларов на прокате и около 4–5 миллиардов на продаже только игрушек. Самое важное соблюдать уже отработанные технологии. Сегодня не обязательно находиться в Голливуде, чтобы сделать успешный проект, – главное, чтобы он был не похож на другие и уметь его продать в мировой прокат»,– считает Бахыт Аупбаев.

Сами же студенты Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, считают, что маленькие дети не понимают историческую составляющую, которая чуть ли не в обязательном порядке присутствует в современных казахстанских мультфильмах, и им нужны альтернативные герои, живущие в наше время. А также полагают, что придавать анимации сугубо национальные черты неправильно, так как это общее международное явление – есть анимация в принципе, и мультфильм должен быть понятен и интересен любому ребенку. «Уходить в исторический аспект неправильно, так как в современном мире много интересных историй и молодому поколению интересны современные герои. Мультфильмы нужно создавать для детей, а не для того, чтобы выгоднее представить страну за рубежом или научить их истории. Да, могут быть и исторические мультфильмы, но когда все разом ударяются в этот аспект, а на экране ребенок видит бесконечные юрты, то о всплеске популярности отечественной мультипликации говорить не приходится», – полагают будущие режиссеры-аниматоры. А пока идет поиск решений проблемы развития анимации в Казахстане, дети находят себе любимцев в западных мультфильмах, а также в российских, среди которых в последние годы появилось множество популярных мультсериалов, как развивающих, так и элементарно демонстрирующих, что такое хорошо, а что такое плохо.

«Нужен системный подход к решению этой проблемы. И нужен единый центр анимации, в котором будут выпускаться детские фильмы, авторские мультфильмы и полнометражные мультфильмы и, главное, чтобы этот центр мог напрямую, без посредников, контактировать с профильным министерством, с заказчиками, с бизнесменами. Также важно совершенствовать образование в этой области – открывать новые школы, кружки, факультеты анимации. И, конечно, необходимо время. Та же российская мультипликация не так давно праздновала столетие, а у нас анимация начала развиваться в 1960-е годы, а потом еще периодически были большие пробелы, длящиеся годами, когда речь о развитии анимации не шла, так как необходимо было решать более насущные и актуальные проблемы», – отмечает Адай Абедьдинов.

Лидер знаменитого на весь мир музыкального коллектива «Виртуозы Москвы» Алексей Лундин откликнулся на предложение Совета творческой молодежи принять участие в «ЖасSTAR», найдя в своем графике небольшое окно. Музыкант прилетел в Алматы в пять утра, чтобы вечером уже улететь, но сумел провести для студентов Казахской национальной консерватории им. Курмангазы мастер-класс, значение которого для начинающих музыкантов сложно переоценить. Настоящий ас своего дела, представитель мирового искусства в ходе общения с молодыми скрипачами смог обратить их внимание, казалось бы, на тончайшие нюансы, но такие, которые дают возможность сделать владение инструментом более профессиональным и свободным.

Елена Кузьмина уже была знакома с казахстанской хореографической школой, так как не первый раз в Казахстане и ранее в качестве члена жюри принимала участие в международном конкурсе хореографических учебных заведений «Орлеу». В прошлом она прима-балерина театра Бориса Эйфмана, который по праву признан одним из ярчайших современных хореографов и режиссеров балетных спектак­лей в мире. Его творчество также связано с Казахстаном – у нас он поставил «Жизель» и «Анну Каренину» в ГАТОБ им. Абая в Алматы и балет «Роден» в «Астана-опера».

«Елена Александровна осталась очень довольна мастер-классом, так как видела, что дети «горят», проявляют самую живую заинтересованность, – рассказала председатель Совета творческой молодежи при Фонде Первого Президента, педагог-хореограф Алматинского хореографического училища им. А. В. Селезнева Анвара Садыкова. – У нас академическая школа с упором на классику, а здесь была возможность импровизировать, дать волю эмоциям, чувствам, фантазии. А это может помочь ребенку в будущем проявить себя в качестве хореографа. Сейчас такое замечательное время, когда перед творческой молодежью открываются самые широкие горизонты. Мы учились в 1990-е годы, но у нас не было такой возможности общаться с признанными мастерами, вести с ними диалог, пропускать через себя их мастерство. А сейчас такая возможность есть, Фонд Первого Президента ее дает, и это замечательно, это вселяет в студентов уверенность в том, что они тоже смогут проявить себя. Кроме того, не у всех есть возможность попасть на концерт признанных мастеров хореографического, музыкального или любого другого вида искусства. А ролик в интернете или трансляция по ТВ – это совсем не то же самое, что вживую услышать, скажем, скрипку в руках мастера или воочию увидеть пластику прима-балерины. Дети, студенты – они как губка впитывают в себя пластику, манеру исполнения и с этой точки зрения мастер-классы также очень важны и нужны. «ЖасSTAR» задуман как диалоговая площадка, на которой начинающие и уже состоявшиеся представители творческой профессии могут открыто общаться друг с другом. Молодежь видит перспективы развития, цели к которым можно стремиться, получают подпитку и подтверждение тому, что правильно выбрали свой путь. Для этого фестиваль в общем-то и проводится. Он стимулирует к движению, стремлению ко все новым и новым вершинам, мы хотим взбудоражить молодежь, и мне кажется, в этом году нам это вполне удалось».

Художник-стилист из Франции М. Ламин, автор оригинального проекта «Большие королевские платья», который он реализовал в соборе Сен-Дени, где похоронены короли Франции, привез часть своей коллекции в Алматы. «Главное, что я бы хотел преподать здешней молодежи, – это желание понимать и взаимодействовать друг с другом, – отметил М. Ламин, – Это то, чем я занимаюсь – взаимодействие, слияние культур. Молодежь – это очень важно, это наше будущее и когда молодым людям предоставляется возможность встречаться с представителями других культур, других народов, их умение слышать, видеть и воспринимать друг друга развивается. В этом, думаю, и есть основная миссия фестиваля «ЖасSTAR». На своем мастер-классе французский модельер задался вопросами, есть ли в моде XXI века место традициям ушедших эпох, какой вклад внесла культура кочевников в мировые модные тенденции и какая она вообще – современная мода?

«Мастер-класс г-на Ламина очень интересен и важен для студентов нашей академии, прежде всего для учащихся факультета дизайна, но пришли также графики и будущие дизайнеры интерьеров, – говорит преподаватель Академии моды «Сымбат» Арайлым Жаманбаланова. – Ребятам интересно западное творчество, важно сравнивать, знакомиться с цветовыми решениями, которые применяет в своей работе гость – французский мастер. Такие встречи, безусловно, расширяют творческий обзор студентов, открывают для них новые грани профессии, стимулируют к дальнейшему развитию».

Осень – один из самых богатых на разнообразные мероприятия периодов в Фонде Первого Президента. Так, в конце сентября состоялся конкурс публичной презентации проектов «Sсience Slam – Казахстан», организатором которого второй год подряд выступает Совет молодых ученых при Фонде. Это международный проект, направленный на популяризацию науки и поддержку молодых ученых и, по сути, является, научно-популярным шоу. Молодые ученые должны презентовать свои разработки и исследования в неформальной обстановке и доступным для широкой аудитории языком, без употребления сложных научных терминов. В этом году в финал вышли семь молодых ученых из Астаны, Алматы и Шымкента, которые представили зрителям такие собственные исследования, как «Психология написания журналистского текста», «Использование тест-систем для сохранения биоразнообразия», «Гендер и менедж­мент: трансформация», «Выделение вторичных метаболитов из астрагала однолисточкового», «Трансформируемая рабочая модель – для процессов концептуального проектирования» и «Социально-экономические аспекты продвижения «зеленой технологии» на рынки Казахстана».

«Многие растения имеют лекарственные свойства, но лишь малая их часть хорошо изучена, исследована и используется в фармацевтической промышленности, – пояснил председатель студенческого научного общества Южно-Казахстанской государственной фармацевтической академии Алиджон Мирхаликов. – Например, у нас в Южно-Казахстанской области произрастает 143 вида астрагала и лишь 6 из них изучено. Объектом нашего исследования стал астрагал однолисточковый, потому что есть такое негласное правило – для потенциального использования в фармацевтике изучать прежде всего те растения, которые используются в народной медицине. Именно так в каждой казахстанской аптеке появился «Кызыл-май». Мы прошли лишь один из этапов создания фармпрепарата – в результате долгой работы выделили из астрагала однолисточкового семь чистых веществ, которые направлены на различные анализы. Если подтвердится фармацевтическая активность какого-либо из них, то работы по созданию фармпрепарата продолжатся, но даже если этого не произойдет, мы пополним базу данных, изучив и исследовав еще один вид, что тоже важно. Что касается «Sсience Slam – Казахстан», то считаю его не только интересным, но и очень полезным. В жизни ученый должен общаться с самыми разными людьми и не все они будут хорошо разбираться в науке, поэтому умение объясняться простым, понятным языком, очень важно. Например, те же спонсоры, инвесторы могут и не понимать в химии, и навыки презентации проекта на доступном им уровне всегда пригодятся».

Победители в «Sсience Slam – Казахстан» определяются оценками компетентного жюри и интенсивностью аплодисментов публики в ходе голосования. В этом году первое место и сертификат на получение образования по проектному менеджменту получила магист­рант второго курса по специальности «Архитектура» Евразийского национального университета им. Гумилева Асель Пазылбекова. Ее трансформируемая рабочая модель для процессов концептуального проектирования, которую девушка запатентовала прямо накануне конкурса, была отмечена жюри как работа уникальная с точки зрения помощи в обучении студентов, так как она способна помочь в спорах и экспериментах найти истину. «Формат этого конкурса очень интересный, – считает Асель Пазылбекова. – Я думала, что рассказывать о науке легко, но оказалось, что сделать это простыми словами – это и есть самое сложное. Для участников научных конференций существуют свои правила выступлений, свой регламент и свой сухой научный стиль. Спасибо Фонду Первого Президента за то, что продвигает и этот формат презентаций, в ходе которых мы учимся общаться с публикой, учимся рассказывать просто о сложном».

По мнению организатора, Фонда Первого Президента, Science Slam помогает узнать, чем занята современная наука, и открывает дополнительные возможности для продвижения ученого в его исследовательских разработках. «Казахстанская наука молодеет, – отметил заместитель исполнительного директора, директор представительства Фонда в Алматы Сергей Тохтаров. – Привлекать к ней внимание необходимо через новые формы и инструменты, одним из которых является как раз-таки сегодняшнее мероприятие Science Slam.

В состав компетентного жюри конкурса вошли представители Фонда, Совета молодых ученых, вузов, Союза проектных менеджеров. В этом году к жюри присоединился победитель Science Slam прошлого года Мейрамбек Жапаров, заведующий кафедрой информационных систем университета им. С. Демиреля.

«Хочу отметить, что у данного мероприятия уже сложился свой дух и свое настроение, – рассказал президент Союза проектных менеджеров РК, участник жюри Алексей Цеховой. – «Science Slam – Казахстан» уже не спутаешь ни с каким другим мероприятием. Мне очень нравится, что здесь отсутствует официоз и создана дружеская атмосфера. Сегодня состоялась встреча единомышленников. Именно на такой лад нужно настраивать молодых исследователей. В подобной, где-то даже свободной обстановке, происходит решение сложных вопросов. Такая доверительная обстановка, как здесь, очень важна для развития научной мысли».

Уже третий год подряд на территории спортивно-тренировочного комплекса Фонда осенью проходит фестиваль мастер-классов для детей со всей страны. Инклюзивный детский культурно-спортивный фестиваль «Аман келешек» не имеет аналогов не только в Казахстане, но и во всем СНГ. Фестиваль успел зарекомендовать себя как первый в своем роде инклюзивный фестиваль тематических площадок, где участвуют более 3000 детей из коррекционных школ-интернатов, детских домов и средних общеобразовательных школ. Отличие фестиваля «Аман келешек» от других детских мероприятий – четко продуманная и профессионально ориентированная программа предметных блоков, которая помогает школьникам в будущем определиться с выбором профессии, а также дает возможность раскрыть в себе творческое начало и формирует понимание принципов здорового образа жизни.

В этом году оргкомитет фестиваля провел колоссальную работу над программой «Аман келешек», не только добавив в нее новые направления, но и значительно расширив тематику практических секций с точки зрения их функционального применения. Формат мастер-классов позволяет не только слушать и смотреть, но и участвовать в процессе. Школьники в ходе фестиваля учатся основам танцев и театрального искусства, работают с глиной, пробуют себя в роли актеров кино, учатся различать боевые искусства и принимают участие в схватке с соперником, учатся правильно вести себя при пожаре и других чрезвычайных ситуациях и так далее. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями для их социализации и наибольшей адаптации в обществе. Объединяя школьников с ограниченными физическими возможностями и их здоровых сверстников, фестиваль «Аман келешек» помогает в развитии инклюзивного общества в Республике Казахстан.

Одним из приоритетных направлений своей деятельности Фонд определил поддержку молодых ученых и студентов во всех областях науки и одно из ежегодных его мероприятий – это международная научная конференция «Инновационное развитие и востребованность науки в современном Казахстане», которая этой осенью проводилась уже в десятый раз. Организатором конференции, посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан, выступил Совет молодых ученых при Фонде Первого Президента РК – Лидера Нации. С каждым годом география конференции расширяется, и в этот раз в ней приняли участие более 300 молодых ученых, докторантов PhD, специалистов и магистров из Астаны, Алматы, Караганды, Костаная, Павлодара, Петропавловска, Семея, Актобе, Атырау, Тараза, Усть-Каменогорска, Шымкента, а также зарубежные ученые из России, Беларуси, Узбекистана, Кыргызстана, Бангладеш и Индии.

«Очень символично, что X научная конференция проводится в канун 25-летия независимости Республики Казахстан. Мы как организаторы сможем подвести определенные итоги, проанализировать результаты своей деятельности и составить планы на будущее в области поддержки молодых ученых и их исследований. Уже сейчас можно сказать, что конференция зарекомендовала себя как успешный проект Фонда, ведь интерес к ней с каждым годом только растет. Если ранее в конференции принимали участие молодые ученые из Казахстана и СНГ, то в этот раз свои научные доклады прислали исследователи из дальнего зарубежья», – отметила главный специалист по работе с молодыми учеными Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Роза Едигеева.

Впереди у Фонда еще много интересных мероприятий, среди которых одним из самых заметных станет II Евразийский форум молодых ученых YES-Forum, который впервые пройдет в Казахстане 17–18 ноября. Это новое масштабное международное мероприятие Совета молодых ученых, которое организуется совместно с коллегами из других стран СНГ и призвано стать диалоговой площадкой для ученых и представителей научных фондов, институтов развития, руководителей научных стартапов, органов государственного управления. Словом, «урожайная» осень в культурной и научной жизни Казахстана продолжается.

 

РубрикиОбщество